Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Цвет сайта: Ц Ц Ц
обычная версия

ИСТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА САВЕЛОВСКИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Границы территории муниципального округа Савеловский в городе Москве неразрывно связаны с территориальной единицей Савеловским районом.

 

Савеловский район принадлежит к Северному административному округу Москвы. Общая площадь района – 270 гектаров. В Савеловском районе работает большое число промышленных предприятий, хорошо развита сеть наземного транспорта.

 

Название района произошло от Савеловского вокзала, который, в свою очередь, был назван в честь дворцового сельца Савелово, нынче входящего в состав города Кимры Тверской области. Савеловский район имеет общие границы с Северным, Центральным и Северо-восточным административными округами Москвы.

 

Исторически сложилось так, что истории Савеловского и Бутырского районов довольно тесно переплелись между собой. Например, Савеловский рынок располагается на территории Бутырского района, а Бутырский рынок на территории Савеловского.

 

В далеком прошлом бутырками называли небольшие поселения, отделенные от крупных населенных пунктов лесом или полем. В данном случае село Бутырки располагалось на старой дороге, ведущем из Москвы в Дмитров. Сейчас на ее месте пролегают Бутырская улица и Дмитровское шоссе.

 

В 16 веке село принадлежало деду первого царя династии Романовых боярину Никите Романовичу Захарьину. В 1623 году село перешло к его сыну, и стало называться деревней Бутыркиной. Деревня была небогатой и малонаселенной, в ней насчитывалось всего два крестьянских двора. Постепенно деревня разрасталась, и в 1647 году здесь построили деревянную церковь Рождества Богородицы, а Бутыркину переименовали в "село Рождествено на Дмитровской дороге". На то время в селе было уже 12 крестьянских дворов, в которых проживало 31 душ, а также 67 промышленных работных и бобыльских дворов, с населением 120 человек. Обращает на себя внимание тот факт, что уже в 17 веке большую часть населения составляли ремесленники. Поскольку в древней Руси торговые и ремесленные поселения в предместье было принято называть посадами, то и Бутырки с тали посадом, а население – посадскими жителями.

 

В 1667 году село передали для расселения стрельцов, пленных поляков и литовцев. Позднее здесь стоял Бутырский полк, которым командовал любимец царя Петра Первого, генерал Гордон. Этот полк принимал участие в знаменитой Полтавской битве, в честь которой затем назвали улицу.

 

Вплоть до 1767 года в селе стояли военные, а, когда полк перевели в Смоленск, оно из военного ведомства поступило в ведение полиции. В этот период стрелецкая слобода насчитывала 262 двора военнослужащих, солдатских жен и вдов, а также 94 двора разночинных людей и крестьян.

 

Полиция отказывалась брать слободу к себе, но указом Сената полицию обязали включить село в состав Москвы. Таким образом Бутырки вошли в 5-ю (Сущевскую ) часть. Бывшее село разделили на две части, установили караульные будки, в которых несли караул жители обывательских дворов.

 

В 1742 году при строительстве Камер-Коллежского вала Бутырская слобода оказалась отделенной от города. Пропускным пунктом в Москву стала Миусская (Бутырская) застава, и еще долгое время между Бутырской заставой и Ново-Дмитровской слободой находились обширные участки земли, которые были почти незастроенными.

 

В начале 19 века слободе принадлежало 807 гектаров земли, которая принадлежала церкви Рождества Богородицы. Количество домов равнялось 134. Именно в прудах Бутырской местности брала свое начало река Неглинка.

 

В 1823 году Общество сельского хозяйства организовало за Бутырской слободой Бутырский хутор, где проводились всевозможные сельскохозяйственные опыты. Улицы нового поселка назывались Хуторскими.

 

Первое производственное предприятие появилось на территории нынешнего Савеловского района в 1843 году, когда московский купец и французский подданный Рале построил здесь парфюмерную фабрику, которая сохранилась до наших дней, и сейчас работает как объединение Свобода.

 

В 1865 году к северу от Бутырок начала работу Петровская земледельческая лесная академия, и между ней и поселком москвичи стали строить дачи. В 1886 году от Бутырской заставы до академии пустили небольшой паровоз с несколькими вагонами, похожими на трамвайные. Поначалу какое-то время впереди паровозика скал верхом на лошади мальчик-форейтор, который рожком предупреждал о появлении состава. В 1914 году именно на этом маршруте работал кондуктором известный писатель Константин Паустовский. В 1899 году из депо, расположенного на Нижней Масловке, что недалеко от нынешней станции Метро Савеловская, вышел первый в Москве трамвай. Его маршрут начинался от нынешней Пушкинской площади, следовал через Бутырскую заставу и заканчивался в Петровском парке.

 

Надо сказать, что Бутырки сыграли значительную роль в развитии городского транспорта. В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором протянулась железнодорожная ветка, соединившая Николаевскую (Октябрьскую) и Александровскую (Белорусскую) железные дороги. Ветка была проложена для перевода царских поездов, и именно по этой причине стала называться Царской.

 

В 1892 году при существовавших в Бутырках детских приютах был заложен храм святителя Митрофана Воронежского. Средства на строительство выделил известный московский благотворитель Митрофан Семенович Грачев. Аптором проекта стал архитектор Г.А. Кайзер. Митрофан Воронежский принадлежит к святителям петровского времени. Он был признан покровителем русского флота. Храм был освящен в 1895 году, действующим он оставался недолго. В 1933 году, в разгар антирелигиозной кампании, он был закрыт и частично разрушен. Возобновились богослужения в этой церкви лишь в 1990 году.

 

Надо сказать, что Бутырки сыграли значительную роль в развитии городского транспорта. В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором протянулась железнодорожная ветка, соединившая Николаевскую (Октябрьскую) и Александровскую (Белорусскую) железные дороги. Ветка была проложена для перевода царских поездов, и именно по этой причине стала назыв

В то же время, вплоть до 1965 года в районе Нижней Масловки можно было встретить частные деревянные дома, жители которых держали домашнюю птицу и даже коров.

Первая станция метро – Савеловская была открыта 31 декабря 1988 года, а вторая – Дмитровская, появилась в 1991 году, когда была продлена Серпуховско-Тимирязевская линия метро. В 2001 году появилась новая транспортная развязка в месте пересечения улиц Нижней Масловки и Новой Башиловки, по которым прошло Третье транспортное кольцо.

В наши дни Савеловский район продолжает обновляться и развиваться. За последние десятилетия был восстановлен храм святителя Митрофана Воронежского, возрожден парк культуры и отдыха Савеловский. К архитектурным памятникам конструктивизма относятся здания клуба фабрики Свобода и комплекс жилых домов, расположенных по Писцовой улице.

 

Историческая справка:

16 в. - село принадлежало деду первого царя династии Романовых боярину Никите Романовичу Захарьину
1623 г. - село перешло к его сыну, Никите Романовичу Захарьину
1647 г. - здесь построили деревянную Рождества Богородицы
1667 г. – в селе Бутыркино образовалась стрелецкая слобода
1767 г. - военное ведомство передало слободу в ведение полиции, и она вошла в состав Москвы
1742 г. - Бутырская слобода был отделена от города Камер-Коллежским валом
1823 г. - за Бутырской слободой Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов
1843 г. - московский купец Рале основал парфюмерную фабрику, ныне именуемую объединением Свобода
1865 г. - севернее Бутырок открылась Петровская земледельческая и лесная академия
1886 г. - маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками трамвайного типа
1880 г.г. - между Бутырками и Бутырским прошла соединительная железнодорожная ветка между Николаевской и Александровской железной дорогами
1897-1899 г.г. - параллельно Бутырской улице была проложена Савёловская железная дорога к Верхней Волге
1902 г. - появился Савёловский вокзал
1899 г. - из депо на Нижней Масловке вышел первый московский электрический трамвай
1966 г. - была сооружена трёхуровневая Савёловская эстакада
1988 г. - была открыта станция метро Савёловская
1991 г. - открылась станция Дмитровская
2001 г. - была построена транспортная развязка на пересечении улиц Нижная Масловка и Новая Башиловка, по ним прошло Третье транспортное кольцо

 

 
 
           
© Муниципальный округ Савеловский в городе Москва 2015
Обслуживание: ООО «3В Третья Волна»