Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Цвет сайта: Ц Ц Ц
обычная версия

Сотрудники Правового отдела УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве разъясняют актуальные темы в рамках цикла юридических консультаций.

 

Сотрудники Правового отдела УВД по САО на постоянной основе информируют граждан об изменениях в законодательстве Российской Федерации, а также разъясняют актуальные для граждан темы.

 

Например, последствия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд без заключения контракта либо с нарушением установленной процедуры заключения.

 

Во-первых, поставщик (подрядчик, исполнитель) рискует не получить оплату за фактически выполненные работы, поставленные товары или оказанные услуги.

 

В соответствии со сформированной в практике высших судов позицией поставщику (подрядчику, исполнителю) отказывают во взыскании неосновательного обогащения в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ, поскольку он не мог не знать, что товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) при очевидном отсутствии обязательства. Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные работы в отсутствие государственного контракта позволяет недобросовестным подрядчикам и государственным (муниципальным) заказчикам приобретать незаконные имущественные выгоды в обход установленной системы заключения и исполнения контрактов.

 

В то же время есть иная позиция, согласно которой требование о взыскании неосновательного обогащения с заказчика может быть удовлетворено с учетом конкретных обстоятельств. К ним относятся, например, длящийся и регулярный характер отношений сторон, неотложность осуществленных работ, направленность деятельности подрядчика на защиту охраняемого публичного интереса.

 

Кроме того, в отсутствие государственного (муниципального) контракта стоимость фактически оказанных услуг может быть взыскана с заказчика, если указанный контракт мог быть заключен с единственным исполнителем в соответствии со ст. 93 Закона N 44-ФЗ в тех случаях, когда проведение закупки конкурентными способами было бы нецелесообразно в силу значительных временных затрат. Такая ситуация может сложиться, например, при закупке услуг (товаров, работ), которая потребовалась вследствие аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы либо в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

 

Практика арбитражных судов относительно взыскания стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) как в отсутствие контракта  так и в случае, когда контракт заключен с нарушением установленной, также является неоднозначной.

 

Во-вторых, заказчику может быть отказано в удовлетворении требования вернуть денежные средства, уплаченные за товары (работы, услуги).

 

Это требование может быть признано необоснованным, поскольку заказчик в момент оплаты также не мог не знать об очевидном отсутствии обязательства. Так, рассматривая дело по контракту, заключенному в период действия Закона N 94-ФЗ, суд отказал во взыскании неосновательного обогащения заказчику - государственному учреждению в связи с тем, что контракт был заключен без соблюдения установленной процедуры.

 

В-третьих, у сторон может возникнуть обязанность возвратить друг другу все полученное по контракту.

 

В судебной практике существует позиция, согласно которой контракт, заключенный вопреки требованиям Закона N 44-ФЗ без проведения конкурса или аукциона, является ничтожной сделкой на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ, поскольку нарушает охраняемые публичные интересы. Следовательно, стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по такому контракту, а в случае невозможности вернуть полученное в натуре - возместить его стоимость, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

 

Согласно Закону № 44-ФЗ и судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

 

Сторонами контрактов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд являются:

- заказчики товаров, работ, услуг, осуществляющие закупки;

- поставщики (подрядчики, исполнители).

 

Заказчики товаров, работ, услуг

К ним относятся государственные, муниципальные заказчики либо в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

 

Под государственными заказчиками понимаются государственные органы (в том числе органы государственной власти), действующие от имени РФ или субъекта РФ (п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

 

В качестве муниципальных заказчиков выступают муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

 

Пресс-служба УВД по САО

(495) 601-03-29

 
 
           
© Муниципальный округ Савеловский в городе Москва 2015
Обслуживание: ООО «3В Третья Волна»