Со временем авария на Чернобыльской АЭС обрастает все большим количеством мифов, но общество обязано помнить то, что произошло 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Помнить правду, а не мифы. Именно поэтому ликвидаторы–чернобыльцы, члены общественной организации "Союз "Чернобыль Москвы", сами взялись за дело. Организовали проведение "уроков Мужества". А вчера в рамках Года культуры безопасности и празднования столетия советской пожарной охраны сотрудники ГУ МЧС России по городу Москве стали полноправными участниками такого урока. При ликвидации аварии на ЧАЭС пожарные оказались в числе первых вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора.
Старшеклассникам, пришедшим на мероприятие, был показан фильм в виде тематического репортажа. Особенно ценно то, что "монтажер" данного фильма Вячеслав Тульских являлся очевидцем и участником описываемой цепочки фактов, сложенной им в фильм. Кропотливую и продолжительную работу пришлось проделать, чтобы сказать и показать именно так, как интересно подросткам, и как тихо они сидели и слушали!
Дети узнали о радиации и о траектории перемещения радиоактивных облаков в первые дни после катастрофы, о вывозе и уничтожении грунта и растительности, о массовой эвакуация граждан, об устройстве энергоблока, и многом другом.
Участники ликвидации аварии на ЧАЭС Титов Валентин Васильевич и Яндутов Александр Иванович рассказали о том, как они узнали о происшествии.
– Основной объем работ выполняли не радиоуправляемые роботы, а обычные люди, — делились воспоминаниями чернобыльцы. — Это мы возили песок и щебень, ровняли и засыпали грунт, укладывали бетон, свозили в могильники мусор, рыли тоннель под реактор и откачивали грунтовые воды, чтобы предотвратить еще один взрыв. Обмывали дезактиватором внутренние помещения станции, освинцовывали окна. Убирали куски радиоактивного графита, выброшенного взрывом из реактора. Роботы ломались, а мы ничего, держались. Понимали, что выхода нет. Любой ценой нужно было построить бетонный саркофаг над взорвавшимся четвертым энергоблоком — "укрытие", как его тогда называли.
Участники урока не искали виновных в событиях - это можно делать до бесконечности, понимая, что это ничего уже не изменит. Главный вывод, к которому организаторы урока и участники тех страшных событий привели школьников - ценность человеческой жизни. Цена подвига и его значение в обществе.
Все присутствовавшие поняли, во имя кого произносились на уроке слова и речи - живых и мертвых, выживших и переживших, понимающих и отрицающих, всех, кто знает и кто даже не подозревает об этой страшной трагедии. Особенно - ради тех, кто не ничего подозревает! Чтобы их незнание никогда не озарилось вспышкой новых подобных фактов.